КОГДА И КОГО СПАС ИВАН СУСАНИН?

     Подвиг костромского крестьянина, спасшего русского царя и погубившего отряд польско-литовских интервентов, стал излюбленной темой для писателей, поэтов и композиторов. Но несмотря на огромную популярность, история сусанинского подвига  по сей день остаётся одним из самых загадочных и запутанных эпизодов великой русской смуты.

http://www.russfinks.ru/Stranici/RusSecret/SmirnovVG/sysanin.gif
Памятник Ивану Сусанину в Костроме

     История Ивана Осиповича Сусанина впервые упоминается в трудах костромских историков XVIII века Н.Сумарокова и И.Васькова, а также в географическом словаре А.Щекатова. Однако автором окончательной редакции, ставшей почти официальной, следует считать исследователя-краеведа Самарянова, который в 1870-1880 годах суммировал данные немногочисленных письменных источников и народные предания о Сусанине.
     Согласно этой версии, зимой 1613 года, вскоре после своего избрания на престол, царь Михаил Фёдорович Романов с матерью инокиней Марфой (в миру Ксения Ивановна Романова) проживал в своей вотчине селе Домнино. Неожиданно под Костромой появился польско-литовский отряд, чтобы пленить или убить новоизбранного царя, соперника польского королевича Владислава, также претендовавшего на русский престол. Недалеко от Домнино им попался крестьянин Иван Сусанин, который взялся быть проводником, но завёл поляков  в дремучие леса, послав перед этим своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Фёдоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Утром он раскрыл полякам свой обман, но, несмотря на пытки, не выдал врагам убежище царя и был ими изрублен «в мелкие куски».
     Эту версию в принципе не отвергала и советская историческая наука. Однако и сегодня и в прошлом она порождает множество вопросов…
     Сам подвиг Ивана Сусанина не вызывает сомнения. Он подтверждается жалованной грамотой царя Михаила Фёдоровича, который в 1619 году, «по совету и прошению матери», даровал крестьянину села Домнино Костромского уезда, «Богдашке» Сабинину половину деревни Деревище за подвиг его тестя Ивана Сусанина. Его будто бы «изыскали польские и литовские люди и пытали…, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович были, и он Иван ведал про нас… терпя немерные пытки… про нас не сказал… и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». Привилегии, данные потомкам Сусанина, были подтверждены царствующим домом Романовых в 1641, 1691 и 1837 годах. Однако возникает вопрос: когда произошли эти драматические события в окрестностях Домнина?
     Официальная версия даёт очень небольшой временной период. Михаил Фёдорович был провозглашён царём 21 февраля 1613 года, а 13 марта уже вёл переговоры с прибывшей из Москвы делегацией. Следовательно, поляки должны были захватить нового русского царя за 20 от силы за 30 дней. Трудно поверить в подобную оперативность поляков, повсеместно разгромленных и лишённых единого командования на территории России. Польское воинство к этому моменту представляло собой множество разрозненных польско-литовских и казачьих отрядов, мародёрствовавших по русским деревням. Более того, полякам ещё требовалось найти, где скрывается новоизбранный царь, чего точно не знали даже участники Собора. В наказе от 2 марта 1613 года посольству, отправленному уговаривать Михаила Фёдоровича принять монарший венец, говорилось: «ехать к государю в Ярославль или где он государь будет». В таком официальном документе совсем ни к чему было скрывать местонахождение Михаила. Скорее, на Соборе знали, что после освобождения Москвы от поляков осенью 1612 года Михаил Романов с матерью направились в Ярославль, дальнейший их маршрут был неизвестен, и послам предлагалось самим решить эту проблему.
     Многие историки, видя эту слабость официальной версии, допускают, что свой подвиг Сусанин совершил не в феврале-марте 1613 года, а раньше, и что поляки охотились за Михаилом Фёдоровичем не как за избранным царём, а как за претендентом на русский престол. Однако и это предположение вызывает сомнения.
     Фактически до середины февраля 1613 года Михаил Романов был одним из многих претендентов на трон, и никаких особых преимуществ перед другими кандидатами у него не было. При первых обсуждениях его кандидатура была с ходу отвергнута Собором, и к ней вторично вернулись позже под давлением казачества. Даже приняв, казалось, окончательное решение об избрании Михаила на царство, руководители Земского Собора, отпуская выборных в их города, поручили им тайно проведать, поддержит ли народ на местах это избрание. Даже если после формального избрания, кандидатура Михаила вызывала столь сильные сомнения, то ещё менее прочным было его положение, как кандидата на трон. Полякам не было смысла ликвидировать Михаила Романова до избрания его царём, ибо, следуя подобной логике, они должны были бы организовать массовое избиение всех «ищущих государства», среди которых были князья Дмитрий Трубецкой, Иван Голицын, Фёдор Мстиславский, шведский принц Карл Филипп, сам Дмитрий Пожарский и даже сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II (Тушинского вора). Такое полякам было явно не по силам.
     Однако есть и другое, менее пафосное, но более правдоподобное описание подвига Сусанина. Его изложил на заседании архивной комиссии Костромской губернии в 1900 году член Государственного Совета, действительный тайный советник Н.Н.Селифонтов. В основе его доклада была рукопись некого титулярного советника Иорданского, жившего в Петербурге в середине XVIII века и поддерживавшего постоянную связь с Домнино, где его брат Алексей был приходским священником. Рукопись эта была составлена по свидетельствам потомков очевидцев событий, в том числе дочери Ивана Сусанина Степаниды.
     Вот как описывает подвиг Сусанина в своём докладе Н.Н.Селифонтов:
     «В 1612 году в свою вотчину, в село Домнино, прибыл из Москвы Михаил Фёдорович со своей матерью Марфой Иоанновной, убегая от царящих междоусобий.
     Шедший из Вологды в Кострому отряд поляков узнал о местопребывании Михаила Фёдоровича, решил во что бы то ни стало схватить его и живого или мёртвого доставить в Польшу. Предуведомлённый об их умысле молодой царь бежал из села Домнина ночью в деревню Перевоз.
     Не дойдя до последней, он заблудился, снова попал на вологодскую дорогу и очутился около домнинского выселка, который состоял только из одного дома крестьянина Ивана Сусанина. Узнав о преследовании Михаила Фёдоровича поляками, Сусанин спрятал его в овинной яме (сам овин накануне сгорел). Чтобы скрыть молодого царя ещё лучше, Сусанин обложил всю яму горящими головнями. В яму он принёс ему хлеба с солью и квасу.
     Благодаря случайности, дочери крестьянина Степаниды не было дома. Во время бегства Михаила Фёдоровича выпал снег, и следы его на снегу довели врагов до избы Сусанина. Последний, спрашиваемый о Михаиле Фёдоровиче, ответил незнаниями. Поляки стали его пытать, но и на пытках верный Иван Сусанин не выдал царя. Изрубив его в куски, поляки двинулись поспешно из костромских пределов, прежде тщательно поискав с собаками Михаила Фёдоровича.
     Из-за расплывшегося запаха гари собаки потеряли обоняние и не нашли спрятанного в овинной яме царя. Вернувшаяся домой Степанида видела мученическую смерть отца, но сама не показалась полякам и только подошла к телу отца, когда ушли враги, и громким плачем привлекла народ из Домнина. Тогда выбрался Михаил Фёдорович из ямы; приказал собрать останки Сусанина и похоронить в своей вотчине Домнине, а сам отправился в Ипатьевский монастырь в Кострому под охраною крестьян».
     Эта версия твёрдо относит события близ Домнина к 1612 году. С лета 1610 по осень 1612 года Михаил Романов с матерью находились в оккупированной поляками Москве, в Кремле, позже осаждённом ополчением князя Пожарского. 26 октября 1612 года, за сутки до того, как поляки сложили оружие, комендант польского гарнизона полковник Струсь выпустил из Кремля всех находившихся там представителей русской знати, среди которых были и юный Михаил Романов с матерью. Следовательно, по версии Селифонтова, события близ Домнина могли происходить только в ноябре – декабре 1612 года.
     Селифонтов упорно называет в своём докладе Михаила Фёдоровича царём, хотя трудно поверить, что советник не знал, когда Михаил был избран на царство. Этим он, сам того не желая, указывает на основную проблему в исследовании сусанинской истории.
     Каждому исследователю хотелось, чтобы костромской крестьянин спас именно русского царя или, по меньшей мере, претендента на престол. Однако достаточно предположить, что за Михаилом Фёдоровичем охотился не некий польский «спецназ», а  банда обычных мародёров, вознамерившихся захватить отпрыска знатного рода с целью получения выкупа, как всё встаёт на свои места.
     Судя по всему, версия Селифонтова наиболее близка к истине. Свой подвиг Сусанин совершил в ноябре – декабре 1612 года, когда Михаил Фёдорович с матерью скитались по своим вотчинам, пытаясь найти убежище в разорённой стране. Этой неустроенностью объясняется и то, что у Михаила не было сопровождающей челяди. Ведь из Домнина в Перевоз он бежал в одиночку. Поляки же появились в окрестностях Домнина с чисто грабительскими целями, а не затем, чтобы пленить конкретно Михаила Фёдоровича Романова как будущего русского государя. О его будущем они в то время знать ничего не могли. Следовательно, Иван Сусанин ценою жизни спасал своего боярина, митрополичьего сына, стольника, но никак не царя, что, конечно же не уменьшает ни его героизма, ни его патриотизма. Что же касается польского отряда, якобы заведённого Сусаниным в болотные топи и сгинувшего в них, это более поздняя легенда, появившаяся скорее всего в начале XIX века.
     Справедливости ради отметим: утверждение Селифонтова будто выбравшись из овинной ямы, юный Михаил сразу направился в Ипатьевский монастырь несколько сомнительно. Большинство современных исследователей считают, что будущий царь и его мать в Ипатьевском монастыре никогда не жили. Эта обитель просто использовалась для их встречи с официальным московским посольством в марте 1613 года. Инокиня Марфа с сыном могли жить в своих костромских вотчинах, а, скорее всего в самой Костроме, где в старом посаде рядом с Воздвиженским монастырём у Романовых был свой дом и двор. Жизнь в городе была безопаснее, чем в подгородних поместьях.
*  *  *
     Почему же из всех версий подвига Сусанина в русской истории возобладала самая сомнительная?
     Судя по всему, версия Селифонтова отпугивала дореволюционных историков своей приземлённостью. Возможно, им казалось, что прятаться от врагов в овинной яме унизительно для достоинства первого государя из рода Романовых. По свидетельству Селифонтова, рукопись титулярного советника Иорданского была тщательно выправлена и переписана чётким писарским почерком. Уже в XVIII веке её готовили к печати, но в свет она так и не вышла.
     Для советских историков версия Селифонтова была вообще не приемлема. В тридцатых годах прошлого века Иван Сусанин вошёл в официальный пантеон народных героев. В свете же этой версии Сусанин из могучего, седобородого старца (по мнению некоторых современных исследователей, «старцу» едва ли было больше 36-38 лет), заводящего толпы врагов в дремучие леса и сотнями топящего их в трясинах, превращался в домнинского старосту, спасающего молодого барчука от лихих людей.
     Впрочем, даже сегодня подвиг Сусанина для историка тема неблагодарная, ибо усилиями талантливых русских поэтов, писателей, композиторов наш человек всегда будет представлять Ивана Сусанина таким, каким он изображён в опере М.И.Глинки «Жизнь за Царя».

Источник - http://www.russfinks.ru/Stranici/RusSec … /0002.html