Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине I тысячелетия до н. э. (6-5 в.в. д.н.э)

Основные сведения.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия Бодхичитты.

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны. См. Тантра.

Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.

Некоторые индийские историки считают, что буддизм появился существенно раньше — примерно в XVII веке до н. э. Подобная трактовка объясняет упоминание буддистов в хрониках, датированных более ранним временем.

Жизнь Будды Шакьямуни.

В северо-восточной Индии 5 веке до н. э., по свидетельству ранних источников, Будда родился в стране Шакьев, которая была на периферии Индийской Цивилизации как географически, так и культурно. Это общество состояло из двух групп людей: владельцев и слуг. Это была либо маленькая республика, тогда его отец был избранным вождем, либо олигархией, тогда в этом случае его отец был олигархом.

Эта страна еще не была, вероятно, поглощена брахманской культурой (традиция, которая эволюционирует в индуизм), и даже возможно, что родной язык Будды не был индоарийским. После смерти Будды буддистская традиция создала альтернативную биографию и мифологизировала некоторые аспекты его молодости.

Согласно священному писанию Типитаки Тхеравады, Будда родился в Лумбини, около 563 г. до н. э., и рос в Капилавасту, которые находятся в современном Непале.

Согласно этой истории, вскоре после рождения молодого принца Сиддхартхи Готамы, астролог посетил отца-короля молодого принца Шуддходану и пророчил, что Сиддхартха либо станет великим королем или откажется от материального мира, чтобы стать святым человеком, и все это в зависимости от того, увидит ли он жизнь вне стен дворца с присущим им страданием.

Шуддходана решил, что его сын станет царем, поэтому, он препятствовал тому, чтобы он не смог оставить дворец. Но в 29 лет, несмотря на все усилия его отца, Сиддхарта осмелился быть вне дворца несколько раз. В ряду известных встреч в буддистской литературе как эти четыре знамени, где он познал страдания простых людей, столкнулся со стариком, больным, трупом и, наконец, аскетическим святым человеком, по всей видимости, который был довольным и умиротворенным. Эти события побудили Гаутаму оставить королевскую жизнь и начать духовные поиски.

Сначала Гаутама учился у известных учителей и легко справился с медитативными достижениями, которым они преподавали. Но он нашел, что они не обеспечивали постоянный конец страданию, после того он продолжал свои поиски. Затем он делал попытку крайнего аскетизма, у которого были религиозные последователи, обычным среди Шраманов (религиозная культура, отличающаяся от Ведической). Гаутама подверг себя длительному посту, задержке дыхания, и самоистязанию. Он почти морил себя голодом до смерти. Он понял, что этот вид практики не положит конец страданию. После того, он принял молоко и рис от деревенской девочки и изменил свой подход. Он посвятил себя медитации анапанасати, через которую он обнаружил то, что буддисты называют Срединным Путем: путь умеренности между крайностями потаканием желаниям и самоумерщвления.

Теперь Гаутама решил закончить свои духовные поиски. В возрасте 35 лет, он превосходно медитировал под священным фиговом дереве более известным как дерево Бодхи — в городе Бодх-Гая, Индия, и поклялся не подниматься прежде, чем он достигнет просветления. После многих дней он окончательно устранил завесы жестких представлений своего ума, посредством этого освободил себя от цикла страдания и перерождения, и возник как полностью просветленное существо. Скоро после того, он привлек группу последователей и установил монашеский орден. Теперь, как Будда, он потратил остальную часть его жизни на преподавание путь пробуждения, который он обнаружил, путешествуя всюду по северо-восточной части индийского субконтинента, и умер в возрасте 80 лет (483 до н. э.) в Кушинагаре, Индия.

Вышеупомянутый рассказ собран ранними священными писаниями. Однако, более поздние тексты, такие как Лалитавистара Сутра Махаяны, дают различные сведения.

Ученые сомневающихся внести несоответствующие утверждения об исторических фактах жизни Будды. Большинство признает, что он жил, учил и основал монашеский орден, но не согласны принять детали его биографиях. Согласно автору Майклу Карритэрсу, в то время как есть серьезные основания сомневаться относительно традиционного счета, «схема жизни должна быть верной: рождение, зрелость, отречение, поиск, пробуждение и освобождение, обучение, смерть.»

В сообщение Кэйрэн Армстронг биографа Будды отметила, «очевидно, трудно, написать биографию Будды, которая будет соответствовать современным критериям, потому что у нас есть очень немного информации, которую можно считать исторически известной… [но] мы можем быть достаточно уверенными, что Сиддхартха Гаутама действительно существовал и что его ученики как могли, сохранили в памяти его жизни и учении.»

Три Поворота Колеса Дхармы.

По воззрениям школ махаяны Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям учеников и показывает им путь к непреходящему счастью. Начиная с этого времени, в распоряжении всех, кто живет в эпоху после появления Будды, есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полного Просветления. По воззрениям наиболее древней нереформированной школы Тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз. Во время произнесения Дхармачакра-правартана сутты в Варанаси. Дальнейшие повороты Тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины.

Во время первого Поворота Колеса Дхармы:

Будда учил, в основном, Четырем Благородным Истинам и Закону Кармы, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий. В первом цикле поучений, в котором говорится, главным образом, о внешнем поведении, соответствует роль монаха или монахини. Если соотнести эти циклы поучений с различными направлениями буддизма, тогда можно сказать, что первый цикл поучений Будды является основой для традиции Тхеравады.

Во время второго Поворота Колеса Дхармы:

Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине, а также Взаимозависимое возникновение (Теории взаимообусловленного существования) и пустоте (шуньяте). Он показал, что вещи которые появляются в соответствии с законом причины и следствия (карма), по своей природе свободны от действительного, независимого существования. Во втором цикле поучений, в котором говорится о внутреннем настрое, соответствует роль мирянина или мирянки, которые берут на себя ответственность за других: например, за семью или за какие-либо социальные группы. Этот цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны).

Во время третьего Поворота Колеса Дхармы:

Были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе (Природе Будды), содержащей все совершенные качества и изначальную мудрость Будды. В этом цикле поучений соответствует роль практика йогина или йогини «достигшего совершенства», которые соединяют чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. Третий цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны) и Колесницы Тантры (Ваджраяны).

Учение Будды.

Карма как закон причины и следствия.

Карма (с Санскрита: «действие, работа») в Буддизме сила, которая движет самсару — цикл страдания и перерождения каждого существа. Позитивные, благоприятные дела (Pāli: «kusala») и негативные, неблагоприятные (Pāli: «akusala») действия засевают «семена» в уме, которые проявляются либо в этой жизни или в последующем рождении. Предотвращение вредных действий и культивирования позитивных действий называют шила śīla (с Санскрита: «этическое поведение»).

В Буддизме карма более точно касается тех действий (тела, речи, и ума), которые возникают из умственного намерения («cetana») , и которые вызывают последствие (или плода, «phala») или результат («vipāka»). Каждый раз, когда человек действует, зависит от степени намерений в основе ума и наоборот, когда внешний действий определяют свой результат.

В Буддизме Тхераваде не может быть никакого божественного спасения или прощения за судьбу, так как это — просто безличный процесс, который является частью структуры вселенной. Некоторые традиции Махаяны придерживаются различных взглядов. Например, тексты определенных сутр Махаяны (такие как Лотосовая Сутра, Ангулималия Сутра и Сутра Нирваны) утверждают, что просто излагая или слушая эти тексты, можно удалить отрицательную карму. Некоторые формы Буддизма (например, Ваджраяна) расценивают декламацию мантр как средство для того, чтобы очистить предыдущую отрицательную Карму. Учитель Геншин японской школы Чистая Страна учил, что у Амиды Будды есть сила разрушить карму, которая противно случае связанна с самсарой.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5a/Borobudur_monks_1.jpg/230px-Borobudur_monks_1.jpg

Источник - http://ru.wikipedia.org/wiki/Buddhism